Останкино Телеком

Бюджетный плейаут 4К

Опыт создания бюджетного вещания телеканала в разрешении ультравысокой чёткости

Чем можно выделиться на широком поле конкурентов среди сотен телеканалов? Пожалуй, новомодным трендом – телеканалом в сверхвысоком разрешении 4К (UHD).

Немаловажная задача в этом не простом по финансовой состоятельности проекте состоит в том, как новое качество сделать ещё и бюджетным? Наверняка, многие помнят, как непросто приходила в Россию эра HD телевидения с ломкой старых форматов и цифровизацией всей страны ёмким форматом mpeg4.

Понятное дело, что ведущие спутниковые и кабельные операторы должны иметь на борту пакет из супер-качественных 4К каналов, но кто же сможет организовать доступное вещание и как? Можем смело утверждать, что у нас это получилось.

Решая эту головоломку, мы столкнулись, как и производитель контента с рядом задач, которые предстояло решать сообща, и даже инфраструктурно, выстраивая всю цепочку:

Плейаут –> доставка до оператора IP/SDI -> резервирование -> спутниковое/кабельное вещание -> корректное воспроизведение на бытовых приёмниках (ТВ с CAM-модулем).

Говоря о плейауте изначально было ясно, что без использования тех самых графических ускорителей, на которых нынче зарабатывают биткоины, решить задачу не удастся. Те решения, которые были на рынке на начало 2017 года не проходили бюджет проекта, и пришлось дорабатывать существующее решение под нужды заказчика. Машина получила водяное охлаждение и 100% резервирование всех систем.

Вопросы контента также решались на ходу, ведь надо было синхронизироваться с форматом вещания. Вариантов было два: 25 или 50 кадров в секунду при разрешении 3840х2160p, а ещё следовало определиться с «битностью» цвета – 8, 10 или 12? Дело в том, что контент, который производится по миру в ультравысоком качестве изобилует многими форматами, а самыми распространёнными мастерами являются 25,30,50,60 кадров в секунду. Логично, что дискретность ТВ картинки с учётом автосглаживания современными ультратонкими ТВ приёмниками будет значительно эффектнее при 50 кадрах в секунду. Однако, под это дело требуется выделить большую полосу для кодирования сигнала в mpeg5 формате.

Мастер файлы, которые «пухнут» от всех вышеперечисленных опций закачиваются на 1 Гбитный ФТП сервер в формате файлов с кодеком h264, который менее требователен ко всем ресурсам на этапе продакшна и воспроизведения (декодирования). Мастер поток формируется в нескольких качествах в зависимости от запроса вещателя.

Конечно, мы попробовали запустить и тестовую интернет-версию вещания телеканала формата 4К, но здесь есть проблема с существующими веб-плеерами (даже HTML5) и необходимость использования графической карты с ускорением рендеринга картинки. О стабильности потока 20 мбит/c и дальнейшей раздачей на B2C можно говорить долго. Хотя, есть веб-версии телеканалов, которые умудряются вещать в переходном формате 3К (битрейт около 10 мбит/c). Здесь мы также открыты к экспериментам.

Вещателю при построении значимого телеканала также не просто. Качественного контента мало, и стоит он дорого. Есть варианты снимать самим (но здесь опять же дополнительные затраты на производство). Зато, если у тебя в пакете ТВ каналов есть ещё вещание в HD формате – можно запросто разбавлять их замечательным по качеству контентом скалированным из UHD в HD.

В результате всего многообразия вариантов с учетом максимального качества в феврале 2017 года на платформе Триколор с нашей помощью появился сигнал телеканала «RUSSIAN EXTREME Ultra», который вещает в формате UHD HEVC с потоком 20 мбит/c, 25 кадров/c, 100% резервирование с двумя звуковыми дорожками: 5.1 (AC-3) и стерео,

На мой взгляд, для качественного вещания в формате 50 кадров/с и глубиной цвета 10 бит потребуется 30-35 мбит/с в HEVC, но спутниковый ресурс также ограничен, как и кабельные сети, требующие бОльшего развития для качественного вещания 4К телеканалов.

Как выяснилось в процессе тестовой эксплуатации, сигнал 4К весьма требователен к задержкам в передаче (джиттер) и стабильности потока CBR (ограниченная буферизация), а производители бытовых телевизоров даже выпускали обновления прошивки для стабильной и корректной работы с таким чувствительным сигналом (дополнительная коррекция CC errors).

Поэтому качественная доставка до конечных кабельных и спутниковых операторов требует предварительного тестирования с максимальным устранением вторичных событий в потоке доставки ТВ сигнала ультравысокой чёткости.

В настоящее время мы успешно эксплуатируем вещание, мониторинг, полицейскую запись трёх телеканалов в формате 4К и открыты к доступному развитию этого формата. Благо лишь недавно был утверждён промышленный стандарт ТВ вещания. Значит, быть и 8К с 14 битным цветом и 22.2 канальным звуком.

Подождём очередной Олимпиады! 

О телеканале RUSSIAN EXTREME Ultra:

  • Сочетание первоклассных экстремально-спортивных зрелищ в разрешении ultra hd/4k
  • Сбалансированный спортивно-развлекательный контент
  • В программной сетке телеканала: сноубординг, мотокросс, паркур, скейтбординг,бmx, фmx, скалолазание, воздушные экстремальные виды спорта, водные экстремальные виды спорта
  • Программы собственного производства: «Экстремальные блондинки», развлекательное шоу с самым необычным и противоречивым взглядом на экстремальный спорт.
  • Российская и международные версии телеканала

О компании «Останкино Телеком»:

  • Компания с 2009 года успешно работает в сфере оказания профессиональных ТВ услуг
  • Предоставление полного цикла плейаут сервисов, локализация телеканалов, создание региональных версий, аренда вещательных возможностей
  • Бюджетные решения для IP-вещания телеканалов
  • Гарантированная доставка ТВ сигнала по собственным технологиям и выделенным линиям связи
  • Интернет-вещание и OTT

Денис Овсянников
Генеральный директор
ООО «Останкино Телеком»


Яндекс.Метрика